На главнуюНаписать письмоrss

Электронный журнал о СМИ






Союз журналистов России
Санкт-Петербургский Союз журналистов
Всемирная Газетная Ассоциация
Фонд защиты гласности
Центр экстремальной журналистики
ИА СеверИнформ / Новости Северо-Запада
Информационный портал для молодых журналистов
Санкт-Петербургская Лига журналистов

Новости масс-медиа

Атаки на СМИ (Архив 2003 - 2013)

  • 06.03.2003 00:00

    Фила Донахью уволили за его взгляды


    Судьба известного американского телеведущего Фила Донахью, лишенного возможности продолжать появляться в эфире, «была решена» еще несколько недель назад, когда руководители службы новостей американской телекомпании Эн-би-си получили результаты заказанного ими исследования, в котором анализировалась работа Донахью и его шоу.

    Документ, копия которого оказалась в распоряжении популярного американского интернет-сайта «Ваше телевидение» и цитируется рядом американских СМИ, включая газету «Вашингтон пост» и телекомпанию Си-эн-эн, содержит вывод о том, что телепрограмма, которую вел Донахью, создавала «имиджевые проблемы» для Эн-би-си «в условиях войны» и жесткой борьбы с другими телеканалами-конкурентами, сделавшими ставку на патриотизм.

    Авторы служебного исследования предупредили руководство Эн-би-си, что телешоу Донахью может стать «прибежищем либеральной антивоенной позиции в то время как наши конкуренты размахивают (американским) флагом при любой возможности». Охарактеризовав Фила Донахью как «левого либерала», авторы исследования проинформировали руководителей компании, что тележурналист, «похоже, радуется, когда представляет на шоу гостей, выступающих против войны, против Буша и скептически относящихся к мотивам администрации».

    Эн-би-си остановило выход телешоу Донахью в эфир на кабельном канале телекомпании, обосновав это в официальном сообщении низким рейтингом его передачи.

    Принятое руководством американского телеканала решение закрыть ток-шоу не стало неожиданностью для большинства наблюдателей, а многие сотрудники программы после объявления этого решения почувствовали что-то вроде облегчения. «Это были самые длинные месяцы моей жизни, – вздыхает в беседе с корреспондентом интернет-сайта All Your TV один из них. – Каждый день приносил новые споры вокруг шоу. Нас просто заклевали».

    По всем признакам поначалу казалось, что шоу будет иметь успех. Оно дебютировало с высоким рейтингом, собрав в первый вечер почти миллион зрителей. И хотя многие критики не были в восторге от формата программы, пресса полнилась благоприятными рецензиями, чего остро не хватало MSNBC.

    Но опрос более десятка людей на канале и многих бывших сотрудников шоу «Donahue» показал, что медовый месяц давно закончился.

    За два с лишним месяца, прошедших между зачислением Донахью на работу и выходом первой передачи, несколько высокопоставленных руководителей MSNBC заметно поменяли свое отношение к ней. Эта смена настроений привела к нескольким принятым на ранних стадиях подготовки программы решениям о подборе гостей – решениям, которые без сомнения заложили предпосылки нынешнего кризиса.

    С самого начала в адрес канала потянулся тонкий, но стабильный ручеек жалоб от телезрителей (или людей, выдававших себя за таковых), осуждавших либеральные взгляды Донахью. И хотя менеджеры канала не слишком пристально отслеживали эти жалобы, ощущение того, что политические взгляды Донахью могут создать проблемы в будущем, особенно с приближением войны с Ираком, росло. Руководители телесети признавали: в отношении шоу была издана директива о том, что в нем должно присутствовать «честное, но живое» сочетание точек зрения – как левых, так и правых.

    Однако многие сторонники шоу чувствовали, что такие установки, портящие формат программы, исходят от критиков справа. Вместо того, чтобы «дать Филу быть Филом», они навязали ему «квотированную систему приглашения гостей», в результате чего шоу зачастую превращалось в непрезентабельное действо, когда либералы и консерваторы в пылу споров просто пытались перекричать друг друга. «Это было совершенно не то, что мы хотели, – говорит один из менеджеров NBC News. – И это вредило самому Донахью».

    Ирония состояла в том, что если либералы были недовольны навязанным приглашением неугодных им «правых» гостей, руководители сети понимали, что шоу все-таки остается слишком левым для рекламодателей. Чего они не понимали – так это, как продвигать программу. «После просмотра вчерашней передачи я стал сомневаться: что за шоу мы делаем? Надо перестать метаться туда-сюда между разными гостями, – писал по электронной почте один из боссов другому. – Лучше скажи мне, смотрит ли нас наша целевая аудитория? Иногда мне кажется, что мы теряем стиль NBC News».

    Все эти дискуссии наложились по времени на падение рейтинга шоу. К концу августа руководители телесети начали искать способы его повысить, а для многих это означало сделать передачу более «центристской, более ориентированной на женщин». Менеджеры NBC стали говорить о том, что они рассчитывают на шоу, привлекательное для «забытых зрителей ... женщин, правозащитников, Молчаливое Большинство Средних Американцев, которые должны стать ядром нашей аудитории».


    Сложность такой задачи состояла в том, что товар, мягко говоря, продавался трудно. Эксперты по рейтингу с конкурирующего канала объясняли проблему так: «Вы просите молодых женщин смотреть новости, что они обычно не делают. Вы предлагаете им делать это в прайм-тайм, жертвуя их любимыми передачами на других каналах. И вы просите их смотреть на ведущего, который совершенно не подходит для этой задачи. Донахью – гений, но это не его аудитория и не его поле битвы. Они нацелились не на тех зрителей, и от этого страдают обе стороны».

    Либеральные критики шоу приходят к тому же выводу, но по другим причинам. «Есть огромная аудитория либерально настроенных зрителей, которые хотят смотреть шоу, – пишет один из таких обозревателей. – Но руководители канала не принимает эту аудиторию. Они ее боятся. Они не рекламируют программу в прогрессивной прессе и поддаются искушению сделать из нее слабое шоу знаменитостей, жалкое подобие программы Ларри Кинга».

    Битва за сердце и душу шоу Донахью обострилась после того, как октябрьские результаты анализа фокус-группы еще больше убедили руководителей новостной службы телеканала, что «Филу нужно помочь». Это привело к ряду дальнейших действий по «тонкой настройке» характера шоу а, главное, самого Фила. «Лично мне Донахью нравится, но рейтинг говорит о том, что зрителям он кажется слишком воинственным и склонным говорить то, что некоторые респонденты считают почти непатриотичным, – признается один из сотрудников сети. – Оглядываясь назад, я думаю, что мы реагировали на это слишком сильно, но по правде говоря, я верю, что мы действовали в интересах шоу».

    К началу января 2003 года давление со стороны телевизионных боссов настолько возросло, что обычно сдержанный Донахью стал делать туманные намеки на ситуацию вокруг шоу прямо во время эфира.

    «Я думаю, что барабанный бой стал таким громким и таким повсеместным, что он просто запугал людей, которые могли бы не согласиться с необходимостью войны, – заявил он 6 января в шоу, которое называлось «Существует ли давление на СМИ со стороны консерваторов?». – Таких людей начинают называть непатриотами. Меня самого назвал непатриотом человек из коллектива NBC-MSNBC. Здесь стало очень трудно. В то время, когда мы больше всего нуждаемся в разнообразии точек зрения, все забиваются по углам и трясутся от страха».

    Страх ли или бизнес стал движущей силой закрытия шоу Донахью, но закулисный процесс пошел. В одном из электронных писем того периода обсуждалась судьба MSNBC – после войны и «после Донахью»: «Война с Ираком станет для канала шансом обновления и привлечения аудитории, которая наверняка возрастет в военное время».

    В том же послании отмечалось, что освещение военных действий предоставит каналу возможность «перекрестного опыления» программ путем введения комментариев звезд телесети в сплошной поток военных сводок. «Вряд ли мы сможем использовать Фила в этом качестве, учитывая его общественную позицию по поводу необходимости военных действий». Автор объясняет далее, что каналу нужны новые голоса – с уверенностью и знаниями «как о войне, так и о мире».

    И хотя неизвестно, когда точно было принято решение закрыть шоу Донахью, преобладающее мнение таково, что причины были сложнее простой конфронтации либералов и консерваторов. «Это бизнес, основанный на рейтингах, и во время дискуссии этот факт нельзя упускать из виду, – говорит один из руководителей CNN. – Но я не буду врать, убеждая вас в том, что ваши имидж и политические взгляды не имеют значения.... Существует много людей, которые считают, что СМИ по сути своей либеральны. И я буду идиотом, если стану поддерживать такие разговоры».

    Один из журналистов конкурирующей телесети заявил, что в конце концов самым важным уроком всей этой истории стало более интенсивное использование фокус-групп и опросов для определения политики новостного вещания. «Конечно, Донахью не является ведущим выпусков новостей, он ведет ток-шоу, но он обсуждает новости с ньюсмейкерами. И большинство зрителей этого различия не понимают. И если мы движемся в будущее, где телебоссы будут пропускать все через рейтинговые тесты прежде, чем разрешать нам дать что-то в эфир... Честно говоря, меня это до смерти пугает».

    Источник: Страна.Ru

Новое сообщение

Чтобы добавить новое сообщение, заполните поля нижеследующей формы

Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Сообщение: *

Введите код указанный на картинке: *
KEYCODE


поиск