На главнуюНаписать письмоrss

Электронный журнал о СМИ






Союз журналистов России
Санкт-Петербургский Союз журналистов
Всемирная Газетная Ассоциация
Фонд защиты гласности
Центр экстремальной журналистики
ИА СеверИнформ / Новости Северо-Запада
Информационный портал для молодых журналистов
Санкт-Петербургская Лига журналистов

Новости масс-медиа

Медиа-Бизнес (Архив 2004 - 2013)

  • 08.10.2004 18:16

    Руперт Мэрдок заявил о своем намерении внедриться на наш медиарынок


    Владелец транснациональной корпорации News Corporation Руперт Мэрдок заявил о своем намерении внедриться на наш медиарынок

    Один из заместителей медиамагната Руперта Мэрдока по фамилии Помпадур отправлен боссом в российскую глубинку для изучения рынка в Поволжье и Сибири.

    Подробности этого визита держатся в строжайшей тайне. Известно лишь, что интересы Мэрдока связаны нынче не с эфирным, а с платным телевидением. Что это будет - "кабель" или "спутник", - зависит от итогов проводимого "маркетингового исследования".

    По маршрутам господина Помпадура можно сделать вывод о том, что медиамагнат разочаровался в столичном телевидении. В прошлом году он заявлял о намерении приобрести активы НТВ-плюс, но потом резко сменил курс и ограничился инвестициями в наружную рекламу. Наружной рекламой в России занимается дочерняя структура корпорации Мэрдока - компания News Outdoor Group, почти полностью контролирующая московский рынок "наружки".

    Вполне возможно, что нынешний демарш News Corporation (NC) не более чем очередной зондаж российского медиарынка: Мэрдок известен своим особым интересом к слаборазвитым в медийном отношении странам. Однако все говорит о том, что магнат готов к новому рывку в своей мировой экспансии.

    К середине 90-х дефицит бюджета основанного Рупертом Мэрдоком в 1983 году первого в мире спутникового телеканала Sky достиг 95 миллионов фунтов. Канал вещал на Британию, и Мэрдок решил поправить дела с помощью слияния со своим конкурентом British Satellite Broadcasting (BSB). Многие в Англии требовали в то время вмешательства Монопольной комиссии - при слиянии возникал явный монстр-монополист. Чтобы решить свои проблемы, Мэрдок посетил тогдашнего премьер-министра Маргарет Тэтчер. Переговоры о слиянии двух телекорпораций проходили на фоне набиравшего силу политического кризиса (через месяц Тэтчер подаст в отставку). Когда Мэрдок появился в резиденции премьера, "железная леди" как раз провожала иностранного визитера и, представляя ему медиабарона, сказала: "Это мистер Мэрдок, который подарил нам Sky News - единственный беспристрастный новостной телеканал в Британии". На что Мэрдок скромно ответил: "Однако это стоит огромных денег и мы задумали слиться с ВSВ". На что Тэтчер понимающе кивнула. Слияние прошло безболезненно. В его результате Мэрдок получил возможность контролировать выход в эфир новых спутниковых телеканалов. Это был последний подарок правительства.

    Беспристрастность, о которой говорила Тэтчер, была хорошо рассчитанным комплиментом. Она сама пришла к власти во многом благодаря поддержке принадлежащих Мэрдоку СМИ. Ко времени разговора на Даунинг-стрит Мэрдок, кроме телеканала, уже владел в Британии газетами "Таймс", "Санди таймс", "Сан" и "Ньюс оф зе Уорлд", которые еженедельно читали 20 миллионов человек. Как заметил один из самых успешных английских медийных менеджеров, Майкл Грейд: "Если бы Мэрдок не владел 40 процентами газет, поддерживающих правительство консерваторов, он бы никогда не был там, где он есть".

    Когда Тэтчер ушла со своего поста, Мэрдок сменил политическую ориентацию, и победу лейбористской партии на выборах 1997 года обеспечивал его популярнейший таблоид "Сан". Однако было бы наивно думать, что Мэрдок руководствуется в своей деятельности политическими пристрастиями. Основным принципом деятельности главы и владельца крупнейшей в мире информационной империи News Corporation (NC) было и остается сотрудничество с носителями реальной власти. Как пишет его биограф Брюс Пейдж, "Мэрдок обладает редкой способностью заводить партнеров и союзников с помощью радикально меняющейся политической ориентации принадлежащих ему СМИ".

    В мире, где телевидение создает "образ реальности" и политические репутации, владелец глобальной медиаимперии становится одним из самых могущественных людей планеты. Ни Рэндолфу Херсту, ни лорду Бивербруку не снилось то влияние, которым обладает этот внук пресвитерианского шотландского проповедника и сын британского военного корреспондента, перебравшегося в Австралию. Унаследованную после смерти отца в 1952 году австралийскую газету "Аделаид ньюс" Мэрдок превратил в трамплин своей мировой экспансии. Сейчас он контролирует 175 газет, в которых работают 15 тысяч человек. Всего в его империи заняты 35 тысяч служащих. В США ему принадлежат телеканалы Fox TV, восемь сетей национального кабельного телевидения и десятки местных телестанций. Только в 2000 году он приобрел 10 американских телеканалов. По американскому закону, владелец более чем 25 процентов телевидения страны должен быть американским гражданином. В 1985-м Мэрдок стал им и уже по закону продолжил коллекционирование американских СМИ (среди принадлежащих ему газет такие тяжеловесы американской прессы, как "Нью-Йорк пост", "Бостон глоб" и "Чикаго сан-таймс"). Он же приобрел в Новом Свете кинокомпанию "ХХ век - Фокс" и крупное издательство "Харпер Коллинс". Телеимперия Мэрдока не ограничивается Британией и США. В Италии ему принадлежит Sky Italia, в Австралии - Foxtel, в Азии - Star TV. Валовой доход NC в 2003 году составил 17,5 миллиарда долларов; зарплата ее председателя правления - 12 миллионов долларов в год.

    Если правда, что Руперт Мэрдок нацелился на российский рынок, то его поход в Китай мог бы дать некоторое представление о том, как он поведет себя в России. Выступая в Лондоне после начала вещания на Китай Star TV, Мэрдок уверял, что его спутниковое телевидение способно смести тоталитарные режимы во всем мире, поставляя правдивую информацию в "закрытые государства". Однако когда телеканал Starry Sky Satellite TV получил лицензию на вещание в Китае, он заполнил сетку развлекательными программами, так и не бросив вызов тоталитарной идеологии. Видимо, здесь оправдывается подмеченная черта мэрдоковской трудовой этики - сотрудничать независимо от идеологии с властями стран своей деловой экспансии.


    Ефим Барбан

    Источник: Московские новости

Новое сообщение

Чтобы добавить новое сообщение, заполните поля нижеследующей формы

Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Сообщение: *

Введите код указанный на картинке: *
KEYCODE


поиск