На главнуюНаписать письмоrss

Электронный журнал о СМИ






Союз журналистов России
Санкт-Петербургский Союз журналистов
Всемирная Газетная Ассоциация
Фонд защиты гласности
Центр экстремальной журналистики
ИА СеверИнформ / Новости Северо-Запада
Информационный портал для молодых журналистов
Санкт-Петербургская Лига журналистов

Новости масс-медиа

Первая полоса

  • 07.09.2009 19:12

    ОПТИМИСТИЧНЫЙ ЮБИЛЕЙ


    10 лет назад в Москве и Петербурге публике была представлена новая газета. Хотя на свет она появлялась благодаря зарубежным издателям, название у нее было исконно российское – «Ведомости». Появление на российском рынке прессы, вскоре после кризиса 98 года, таких гигантов, как «Financial Times» и «The Wall Street Journal» внушало оптимизм. Сегодня работа «Ведомостей» констатирует, что качественная журналистика в нашей стране жива и развивается. Газета объективно информирует и зарабатывает (в докризисные времена до 40 миллионов долларов в год). Из тысяч и тысяч зарегистрированных российских изданий этим могут похвастаться далеко не все. Можно даже честно сказать, что и то и другое удается меньшинству. Поэтому, хочется пожелать «Ведомостям» долгих лет успешной работы, которая продолжает вселять оптимизм.


    фото: Vedomosti.ru

  • Работа над кавычками
  • Повод выпить


  • 07.09.2009

    Источник: OpenSpace.ru

    Работа над кавычками

    Десять лет назад вышел первый номер газеты «Ведомости». Оглядываясь назад, МАКСИМ ТРУДОЛЮБОВ, сотрудник «Ведомостей» с десятилетним стажем, размышляет о том, что для него значит работа в независимой прессе

    Я до сих пор не понимаю, зачем нужны летучки. Так обычно называются встречи, на которых редактор с журналистами обсуждает содержание будущего номера. Когда мы делали первый сухой выпуск «Ведомостей» (обычно это называется «пилот», но Леонид Бершидский, первый главный редактор газеты, естественно, называл это по-английски «dry runs», то есть прогоны, то есть, буквально, «сухие выпуски»), то попробовали провести летучку. Проговорили около часа и не успели сдать газету в срок. Я знаю, что в большинстве других изданий люди регулярно собираются на совещания и все успевают. Это совершенно удивительно.

    У меня лично недоверие к разговорам закрепилось надолго. То немногое, что я помню из первых нескольких лет работы в газете, мало связано с нормативной устной речью (ненормативной было достаточно). Расписание номера существовало в виде общедоступного файла, редакторы просто вписывали туда свои заявки. Идея статьи иногда проговаривалась на бегу в коридоре, в курилке или «аквариуме» (комната, где работал главный редактор и его заместители, была отделена от остальной редакции перегородкой с большими окнами), но долгих обсуждений я не помню.


    Не отвлекаясь на разговоры и почти не думая, я мог хоть что-то предложить редактору в конце дня. Утром я нырял в воду, а вечером с удивлением обнаруживал, что доплыл до берега. То, что вечером мой раздел, а часто и моя собственная статья должны уйти в печать, было ежедневным кошмаром, с которым я так и не привык жить. Зато я понял, что для работы с фактами и словами не обязательно разговаривать.


    Читать текст полностью Но бывали странные издержки. Делая какую-то статью, я незаметно для себя поговорил с Марком Мобиусом, главой фонда Templeton, одним из ведущих мировых инвесторов на развивающихся рынках. Когда Бершидский в характерных выражениях спросил у меня, почему я не сказал ему, что у нас есть такое интервью (он бы вынес статью вперед), я, честно сказать, не знал, что ответить. К вечеру я уже забыл, что говорил с Мобиусом.


    Вынырнуть и оглядеться по сторонам мне удалось примерно в 2002 году. Марк Уайтхауз, представитель WSJ в «Ведомостях» и один из создателей газеты, занимался тогда перезапуском раздела «Комментарии». Читая комментарии в других газетах, я обнаружил, что раздел Opinion (editorial) — как раз для меня. Если новостная журналистика — это услуга для тех, кто в гуще событий, то мнения и комментарии — помощь тем, кто стремится поднять голову. Я как раз хотел поднять голову; читал, в частности, Пола Кругмана, Мартина Вулфа, Джона Кея и поражался удивительному сочетанию хорошего знания предмета, независимости и ясного и дружелюбного (но без чрезмерных упрощений) стиля изложения.


    Я знал это сочетание по текстам лучших русских гуманитариев — прежде всего Михаила Гаспарова и Сергея Аверинцева. Но экономистам и политологам сравнимого калибра неоткуда было взяться. Российских ученых, способных, как Кругман, взять на себя роль просветителей и полемистов, можно было пересчитать по пальцам одной руки. А значит, знающих, независимых и хорошо пишущих придется искать, возвращая в обиход авторитетное мнение как таковое. Это, впрочем, почти не обсуждалось — было и так понятно. Если мы и говорили о чем-то в то время, то — коротко и строго по делу — об основных принципах работы с мнением как с чем-то принципиально отличным от факта.


    Начиная работать редактором отдела мнений, я думал, что мы будем писать о политике как о мерах и правилах (policies), а не о политике как размежевании и борьбе за власть (politics). Короткая стажировка в WSJ привела меня в ужас. Летучки отдела комментариев (радикально консервативного, в отличие от новостной редакции) там напоминали совещания в ставке главнокомандующего. Мне казалось, в России нам не до партийной поляризации, тем более что у нас это обычно выливается в столкновение крайностей. Мы больше не будем спорить о том, нужны ли нам права человека, частная собственность и разделение властей. Я почему-то был уверен, что в России поляризация, которая отвлекает на себя все силы, уже в прошлом. Но политика вернулась, только по-новому. Я вышел на работу через несколько дней после ареста Платона Лебедева. Стартовало дело ЮКОСа. Обо всем этом нужно было высказываться.


    Политическая среда, которую приходилось описывать, начиная с 2003 года, становилась все более сложной для описания. Мне казалось, что я попал в магнитное поле, в котором у полюсов нет точного адреса. Северный может сместиться к югу и потом вернуться назад, если это выгодно. Игроки на этом поле каждым своим ходом пытались и пытаются доказать: здесь нет ценностей, есть только цены. Мы знаем, как устроен мир.


    Когда так говорят, то вокруг слов сами собой возникают кавычки. И те, кто уверен, что живет без иллюзий, на самом деле на каждом шагу создают химеры. Вслух говорят и пишут такие слова, какие полагается говорить в приличном обществе («экономический рост», «модернизация»), но ценности у этих слов нет. Одна из целей работы в комментарийной журналистике в независимой прессе — снятие кавычек. Может быть, проблема еще и в советском двоемыслии, которое не желает стираться из генетической памяти. Но, скорее, дело в недоверии к словам, посеянном в постсоветские годы теми, для кого слова и дела далеко разведены.

    Максим Трудолюбов

     

     

  • 07.09.2009

    Источник: Lenta.ru

    Повод выпить



    "Ведомости" отметили юбилей странной рекламой
    7 сентября 2009 года газета "Ведомости" отметила свой юбилей – первый номер издания вышел ровно 10 лет назад. В медиапространстве юбилей "Ведомостей" запомнится не столько дежурными поздравлениями от первых лиц государства и бизнес-элиты, сколько провокационными баннерами издания и обновлением сайта одного из крупнейших деловых СМИ в стране.


    В начале сентября свой день рождения отмечают сразу несколько крупных изданий, которые были образованы в новейшее время. В 2009 году у многих из них не просто день рождения, а юбилей – так вышло, что осень 1999 года дала старт сразу ряду крупных медиапроектов. В начале сентября 2009 года десятилетие отметило наше собственное издание, через несколько дней аналогичный юбилей будет и у "Газеты.Ру".

    Однако в этой статье речь пойдет не об интернет-изданиях, а о бумажной газете: "Ведомости" подготовили к своему десятилетию целую рекламную кампанию и запустили новую версию сайта. С него и начнем.

    "Ведомости" или WSJ?
    Первое, что бросается в глаза при заходе на новый сайт "Ведомостей", - это его поразительное сходство с сайтом The Wall Street Journal. Наверное, эта ассоциация была задумана дизайнерами сайта: во-первых, WSJ является одним из самых авторитетных ежедневных деловых изданий, а во-вторых, "Ведомости" издаются в партнерстве с WSJ.

    Раньше на сайте "Ведомостей" разделялись новости, написанные в течение дня, и статьи, вышедшие в бумажном номере. Теперь понять, что и когда опубликовано сложнее, но, видимо", "Ведомости" сознательно на это пошли. Ранее точно так же поступил и "Коммерсант", который на своем сайте решил отслеживать события в реальном времени.

    К юбилею сайт "Ведомостей" оказался сдобрен разного рода поздравлениями: в первую очередь, в блогах и в видеоразделе. Своими поздравлениями газете отметились, в частности, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, владелец "Онэксима" Михаил Прохоров, основной акционер "Реновы" Виктор Вексельберг, глава "Роснано" Анатолий Чубайс и многие другие. В середине дня к чиновникам и бизнесменам присоединился и властный тандем – премьер-министр Владимир Путин и президент России Дмитрий Медведев. В общем, количество "меда" на сайте "Ведомостей" 7 сентября зашкаливает – будем надеяться, что сразу после юбилея поздравления уберут куда-нибудь подальше.

    Вчерашние новости уже сегодня
    В свой выпуск от 7 сентября 2009 года "Ведомости" вложили и репринт своего первого номера – за 7 сентября 1999 года. Из него можно узнать, например, что "'Тюменская нефтяная компания' реструктурирует активы", что "'Сибнефть' победила коммунистов", в музее изобразительных искусств имени Пушкина проходит выставка "Золотой век фламандской живописи", а одна немецкая марка стоит в России 13,98 рубля. Рекламировался в "Ведомостях", в частности, сайт "Полит.Ру" - сейчас такое сложно даже представить.

    С выпуском 10-летней давности уже произошел по крайней мере один забавный казус. Во всяком случае, в закрытой ленте новостей "Интерфакса" то ли в шутку, то ли всерьез, в обзор прессы за 7 сентября 2009 года поставили новости десятилетней давности. Многие читатели бумажной версии "Ведомостей", наверняка, тоже удивились: дата 7 сентября 1999 года заметна не с первого раза, а дизайн газеты за 10 лет особых изменений не претерпел – разве что бумага стала цветной.

    "Ведомости" – это:
    Одна из крупнейших ежедневных деловых газет. В 2008 году среднегодовой тираж одного номера "Ведомостей" составил 73 тысячи экземпляров, а аудитория московского выпуска превышает отметку в сто тысяч человек. За прошлый год в московской и петербургской версиях "Ведомостей", включая приложения, было продано рекламы более чем на 88 миллионов долларов.
    "Ведомости" удивили читателей не только старыми новостями: на свою корпоративную вечеринку сотрудников они пригласили также через газету. На специально отведенной полосе перечислены имена всех, кто в разное время работал в "Ведомостях" – они приглашаются отметить десятилетие 11 сентября. Впрочем, такую подборку в спецвыпуске на свое десятилетие уже делал "Коммерсант" – так что в этом аспекте "Ведомости" лишь повторили идею своего основного конкурента.

    Кстати, о "Коммерсанте". В его выпуске от 7 сентября на отдельной полосе написано ""Ведомости. 10 лет в бизнесе" с подписью "Коммерсантъ поздравляет". Напоминает известное поздравление "Яндекса" порталу Rambler, которое "Яндекс" вывесил на своей главной странице в сентябре 2006 года.

    "Алкогольные" баннеры
    Но, пожалуй, самым запоминающимся фактом десятилетия будут баннеры, придуманные к юбилею. В самом деле, представьте человека, который заходит на сайт РИА Новости или "Интерфакса" в надежде почитать серьезные новости и вдруг обнаруживает там известие: "Главред 'Ведомостей' пьет на рабочем месте". Ссылка с баннера ведет на главную страницу сайта издания, но содержание сайта еще никак не объясняет тезис, изложенный в баннере.

    Объясняется все просто: на самом деле главред "Ведомостей" Татьяна Лысова снялась в рекламе, в которой она поднимает бокал шампанского в честь десятилетия издания. По данным бренд-менеджеров "Ведомостей", баннеры появились на 10 сайтах, в том числе RB.Ru, "Финам", Mail.Ru, уже упоминавшихся РИА Новости и "Интерфакса" и нескольких других деловых порталах.

    Обычно подобного рода баннеры выпускаются сериями, но "Ведомости" решили ограничиться только "алкогольным". Кто именно его придумал и, главное, зачем – неизвестно. Скорее всего, "Ведомости" просто решили пошутить таким образом. Или в редакции бумажного издания считают, что именно такими должны быть баннеры.

    Реакция
    Естественно, что десятилетие такого издания – хороший повод для блогеров вспомнить о том, что есть в России и деловая пресса. Однако поиск по ЖЖ показал, что поздравляют издание с юбилеем практически только либо сами сотрудники издания, либо те, кто когда-то работал в газете. Записей от читателей, которые вспоминают забавные истории, связанные с "Ведомостями", совсем немного. Немного и тех, кто заметил смену сайта, а еще меньше – тех, кому эти изменения понравились.

    Если отбросить в сторону весь юбилейный контекст нового сайта "Ведомостей", то можно сказать, что своим редизайном одно из крупнейших СМИ в России показало, что видит одним из направлений своего развития именно выход в сеть. Наблюдать за этим выходом будет любопытно: в последнее время именно деловые СМИ все чаще обращаются к интернету. Уже сейчас можно сказать, что конкуренция на рынке велика: только в последнее время были запущены проекты "Слон.Ру" и BFM, чуть постарше этих сайтов - Infox.Ru.

    Так что в качестве поздравления "Лента.Ру" желает "Ведомостям" устоять в этой сетевой борьбе и не потерять лицо.

    Александр Поливанов

     

     

Новое сообщение

Чтобы добавить новое сообщение, заполните поля нижеследующей формы

Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Сообщение: *

Введите код указанный на картинке: *
KEYCODE


поиск