01.03.2010 15:39
Мы помним!
Как же неумолимо и безжалостно летит время! Ровно пятнадцать лет прошло с того дня, когда журналисты «Невского времени» Максим Шабалин и Феликс Титов отправились в свою последнюю роковую командировку в Чечню
Больно это сознавать, но до сих пор мы не знаем всю правду о судьбе ребят – подтвержденных фактов нет. Есть только версии. Трагические – но версии. А значит, Максим и Феликс по-прежнему остаются пропавшими без вести. По крайней мере для их родных и друзей.
Они были отчаянно смелыми репортерами. И очень талантливыми. Максим (в свои-то 27!) писал удивительно глубокие и честные материалы из горячих точек, а его старший друг Феликс дополнял их пронзительными военными снимками. До сих пор у меня перед глазами берущее за душу фото уставшего российского солдата, присевшего отдохнуть в обнимку с автоматом...
Вместе ребята прошли Приднестровье и Нагорный Карабах, Абхазию и Боснию, не раз бывали в той же Чечне.
В одном из таких материалов Максим писал: «По-настоящему ненавидеть войну могут только солдаты и журналисты. По той простой причине, что к смерти невозможно привыкнуть, будь ты хоть трижды профессиональным военным корреспондентом, прошедшим все горячие точки...».
Они потому и ездили на войну, что хотели узнать и рассказать о ней правду. Не по тассовкам и пресс-релизам, а побывав там, в самом пекле. Их воротило от сервильной журналистики, циничной лжи политиков, как, впрочем, и от любой фальши. При этом Максим и Феликс прекрасно понимали, на какой риск идут. Вот и их последняя командировка пришлась на самый разгар чеченской войны 1995-го.
Друзья, в том числе музыкант Юрий Шевчук, отговаривали ребят ехать туда, словно предчувствуя беду: «Там же началась настоящая мясорубка. Не рискуйте так!».
Но Максима и Феликса это не остановило...
Девять поисковых экспедиций в Чечню организовали коллеги ребят. Все эти поездки тоже были сопряжены с большим риском. В одной из таких командировок пропал без вести и журналист Сергей Иванов.
«Эх, если бы за поиски взялись профи!» – переживал, помню, тогда отец Максима Георгий Георгиевич Шабалин, с которым я ездил во вторую экспедицию в Чечню.
Но сколько их было – официальных, на самом высоком уровне – обращений за помощью! И к российским властям, и к «силовикам», и к чеченскому руководству. Коллег и родных пропавших журналистов вежливо выслушивали – и тут же забывали об их беде. «О чем говорить, если лишь в июле 1996-го имена ребят попали в официальный список пропавших без вести!» – с болью вспоминает мама Максима Вера Михайловна Шабалина.
А первая, потом и вторая чеченские войны продолжали заметать следы...
Но пропавшие репортеры не остались забытыми. Еще осенью 1995 года петербургские журналисты, чтобы привлечь внимание властей к поискам коллег и материально поддержать их семьи, задумали акцию.
– Мы решили тогда под эгидой Лиги журналистов Санкт-Петербурга, объединяющей руководителей ведущих городских СМИ, провести баскетбольный турнир, символично назвав его «Кубок Надежды», – говорит один из главных организаторов этой акции генеральный директор «НТВ-Петербург» Петр Годлевский. – Идея была такая: мы, журналисты, сами выходим на площадку, сами публикуем в своих изданиях рекламу турнира и передаем спонсорские деньги попавшим в беду семьям. (К сожалению, этот скорбный список петербургских журналистов, погибших или пропавших без вести при выполнении профессионального долга, увеличился. – Прим. авт.)
С тех пор «Кубок Надежды», который вырос уже до статуса международного турнира (к акции петербургских журналистов присоединились помимо москвичей и коллеги из Литвы), проводится каждый год. 15 лет подряд.
Остается и надежда. Теперь уже на то, что мы узнаем всю правду о судьбе пропавших коллег. Какой бы горькой она ни была.
25 02 2010
Источник: "Санкт-Петербургские ведомости"
Подпись Сергей МИХЕЛЬСОН