19.04.2010
Источник: Лениздат.ру
Кирилл Николаев: в Петербурге за 2009 год закрылось порядка 100 СМИ
В Петербурге прошла презентация плаката "Крупнейшие медиагруппы России, по версии портала "Карта СМИ". Так, его создатели насчитали 14 медиагрупп первого уровня и 18 медиагрупп второго уровня. Лениздат.Ру выяснил у основателя портала Кирилла Николаева, как они определяли крупнейшие медиагруппы, какие изменения произошли на петербургском рынке СМИ и что ожидает массмедиа в 2010 году.
— По каким критериям определяются крупнейшие медиагруппы?
— Все на самом деле происходит автоматически: информация отбирается из базы данных на нашем портале "Карта СМИ". Там есть специальный раздел "Медиагруппы", то или иное СМИ относится к какой-то из них. На портале есть все данные: с какой периодичностью издание выходит, кем распространяется, кто является учредителем, контактные телефоны и адреса.
Самые крупные медиагруппы определяются исходя из нескольких факторов. Учитывается аудитория — она определяется по тиражу. Есть, например, официальные данные, что учредителем газеты является Иван Иванович. А есть и неофициальные, то есть мы знаем, что СМИ входит в такую-то медиагруппу. Но большинство издательств в России между собой никак не связаны. Официальных медиагрупп у нас очень мало. Например, это "Газпром Медиа", у них есть и официальные активы. На декабрь 2009 года медиагруппа, куда входят "Аргументы и факты", включает и издательство "Труд" — хоть они между собой не связаны, владельцы одни и те же. Так как мы это знаем, мы относим эти СМИ в соответствующую медиагруппу.
— То есть это зависит только от знаний ваших сотрудников в данной сфере?
— Эти знания зависят от нашей экспертизы и от нашего понимания, кто кому принадлежит. На основании информации, которая у нас есть, мы определяем принадлежность около 50% изданий. У нас есть специалисты, которые каждый день работают с рынком, обычно все это происходит на основании открытых источников. То, что Бодрунов покупает что-то или продает, это все есть в открытых источниках. Если мы прочитаем такую информацию, то, разумеется, внесем необходимые изменения на сайт.
— Составляя карту, вы только фиксируете изменения на рынке СМИ? Почему издание закрылось, не разбираетесь?
— Мы знаем, почему это произошло, знаем подводные камни, мотивацию. Но нам это неинтересно. Нам важно понимать, какие существуют каналы СМИ и с кем мы можем работать.
— Для кого и для чего вообще предназначен плакат?
— Для профессиональной аудитории. Это специалисты рынка массмедиа — пиарщики, рекламисты и журналисты. А цель — хорошее настроение. Карта позволяет людям иметь под рукой справочную информацию. Мы, например, сами часто используем плакат в работе.
— Почему перестали выпускать отдельные плакаты для Петербурга и Москвы?
— В том году на плакате мы указывали просто все городские издания. Но количество изданий растет, и они просто не поместятся на плакате. Делать плакат по крупнейшим СМИ Петербурга или Москвы? Мы не понимаем зачем. Вот висит у вас за спиной плакат со всеми изданиями города, а ведь бывают такие СМИ, которые выходят раз в полгода. Мы подумали, что плакат будет актуальнее и интереснее, если указать крупнейшие медиагруппы всей России.
— На плакате есть также календарь, на котором отмечены дни рождения Владимира Путина, Дмитрия Медведева и ваших компаний. С чем связан такой выбор?
— Раньше, когда мы создавали карту отдельно для Петербурга, там еще был день рождения Матвиенко. Почему Путин и Медведев? Это же два первых официальных лица в нашей стране. Мы традиционно даем такую информацию, намекая на некое чувство юмора, с которым мы это делаем. Мы сочли, что как-то совсем нескромно просто указать на календаре наши дни рождения. Поэтому сразу указали и премьер-министра, и президента, чтобы, как говорится, разбавить.
— Не думали ли добавить на плакат информацию о доходах медиагрупп и об их владельцах?
— Доходы медиагрупп — это экономическая информация. К сожалению, у нас нет возможности ее собирать, она, как правило, полузакрытая и полуофициальная. А владельцы для нас — юридические лица. На плакате все данные и не поместятся, а дополнительная информация есть на портале.
— Вы выпускаете 4,5 тысячи экземпляров "Карты СМИ", распространяете их бесплатно. Как тогда окупается проект?
— Никак не окупается, проект — полностью наши затраты. Мы считаем, что это наш подарок рынку. И делаем его безвозмездно, понимая, что являемся частью рынка. Ведь его создают конкретные люди и компании. Если никто ничего не будет делать, рынок просто не будет развиваться. Его развитие в первую очередь определяет прозрачность информации. Если вы не можете сказать, сколько компаний работает на рынке, его не существует.
Плакат "Карта СМИ" — абсолютно имиджевый проект, мы это не скрываем. Естественно, получаем преимущества: мы популярны по всей России.
— Представляя карту, вы говорите, что она бесценна благодаря своей актуальности. Но ведь уже за пару месяцев в области СМИ могут произойти кардинальные перемены.
— Через три-четыре месяца после выпуска плаката информация уже не будет актуальной. Но карта будет давать представление, каким был рынок СМИ на начало 2010 года. И это в любом случае плакат. Если нужна какая-то более детализированная информация, предполагается, что человек зайдет и посмотрит ее у нас на сайте.
— Случались ли у вас конфликты с изданиями, которые возмущались, почему их нет на плакате?
— По поводу плаката никаких претензий не было. Все понимают, что это все-таки в больше степени сувенир, чем некий инструмент. А вот относительно сайта претензии возникают каждый день. К нам обращаются и заявляют: мы разместили неверную информацию, требуют ее немедленно снять, грозятся подать на нас в суд. Мы говорим: подавайте! Причем здесь мы? Мы просто предоставляем платформу для того, чтобы люди могли обмениваться информацией, для того, чтобы СМИ могли публиковать сведения о себе. Мы всегда предлагаем СМИ обновлять информацию самостоятельно. Если же они не хотят ее обновлять, что нам остается делать?
— На презентации плаката вы отмечали, что за 2009 год рынок массмедиа изменился структурно: в сегменте печатных СМИ закрылось до 50 изданий. Расскажите поподробнее.
— На самом деле в Петербурге закрылось больше СМИ — около 100. Вообще рынок печатных СМИ сократился на 45%. То есть рекламный сбор был порядка 58 млрд рублей, теперь — 33 млрд рублей. Рынок сократился в два раза. Нельзя сказать, хуже это или лучше. Все почистили ряды. Те, кто был на грани, с чистой совестью закрылся. А те, кто был слишком раздут, сильно оптимизировали свои активы.
— А какое самое серьезное изменение претерпел рынок СМИ Санкт-Петербурга?
— В Петербурге сильных изменений произойти и не может. Просто рынок у нас очень маленький и здесь как таковых изменений вообще не происходит. Можно выделить закрытие таких активов, которые были на слуху, — журнал Top Manager. Наверное, это одно из самых крупных изменений. Просто у них были очень большие амбиции, они хотели иметь 20 тысяч подписчиков, и в результате закрылись.
Ну и по сравнению с журналом Top Manager изменения на "Пятом" — это действительно размер. Пятый канал стоял на пороге непрекращающихся убытков, и в связи с этим они переформатировали концепцию, перевезли продакшн в Москву. Может, эти глобальные изменения пойдут ему на пользу.
— Каковы прогнозы на 2010 год, какие изменения ожидают рынок СМИ?
— В Петербурге все будет без изменений, на таком же уровне, с такой же экономикой. Серьезные изменения начнут происходить только с середины 2011 года: перераспределение активов, появление новых игроков. На это указывает экономический прогноз. И не будем забывать о президентских выборах в 2012 году. За год до этого всегда происходит переформатирование медиагрупп.
Анна Тульская