На главнуюНаписать письмоrss

Электронный журнал о СМИ






Союз журналистов России
Санкт-Петербургский Союз журналистов
Всемирная Газетная Ассоциация
Фонд защиты гласности
Центр экстремальной журналистики
ИА СеверИнформ / Новости Северо-Запада
Информационный портал для молодых журналистов
Санкт-Петербургская Лига журналистов

Новости масс-медиа

Публикации о СМИ

  • 09.12.2010 20:03

    ДЕСЯТЬ ЛЕТ, КОТОРЫЕ ПЕРЕТРЯХНУЛИ ТВ


    Телевидение стало постполитическим, постидеологическим, вечно коммерческим

    Если в советские годы народу объясняли, как ему следует думать и ради чего жертвовать собой, сегодня ТВ нагляднейшим образом инструктирует, как дольше жить, медленнее стареть и умнее худеть. Попутно протаскивается реклама кучи средств, способствующих правильному и полезному.


    Телевидение последних лет упорно противится жанру подведения итогов. У нашего сегодняшнего ТВ нет никаких итогов, оно непрерывно, тягуче и неумолимо инертно.


    К тому же оно принципиально не рассчитано на отстранённый, анализирующий и типологизирующий взгляд. Оно демонстративно не для нас, тех, которые о нём пишут. И рубеж первого десятилетия третьего тысячелетия телевидению тоже не указ.


    Ещё какие-нибудь выборы кого-нибудь куда-нибудь могут взбадривать рутину телебудней. Но выборы только через два года. Поэтому любые итоги сегодня промежуточны и условны. Тем не менее.


    За последние десять лет сформировалась империя развлекательных телеканалов — СТС, ТНТ, ТВ-3, «Домашний», ДТВ и пр. Их различия локальны и поддерживаются скорее за счёт селекции контента, а не за счёт общего структурного подхода к вещанию.


    Например, на ТВ-3 много фантастики, фэнтези, хоррора и разговоров о всякой иррациональности. На ТНТ много про придурковатую молодёжь и для неё же. А на «Домашнем» часто показывают мелодрамы и «добрые советские фильмы».


    Но подходы к аудитории примерно одинаковы. Вот вам развлечение, чтобы жизнь была менее скучной, потому что ваша жизнь, естественно, очень скучна и банальна. Иначе вы не включали бы наш ящик.


    Новой информационной империи, которая могла бы сравниться с развлекательной, нет. Чисто информационный канал один, государственный и абсолютно верноподданнический, — «Вести 24», переименованный в «Россия 24».


    Новости делать существенно дороже и труднее, чем развлекательные программы. Их не купишь, как очередную лицензионную телеигру.


    Альтернативные новости можно немножко ухватить на РЕН. Подобно тому, как канал «Россия-К» — заповедник для любителей искусства и культуры, так «Неделя» с Марианной Максимовской или ночной блок новостей с Михаилом Осокиным на РЕН — закуток для тех, кто желает атмосферы свободного информационного вещания.


    Подразумевается, что таких зрителей должно быть ещё на два-три порядка меньше, чем любителей прекрасного и духовного.


    В конце прошлого века у телевидения имелись иллюзии, что оно способно инициировать какие-либо мировоззренческие перемены, идеологические сломы. К концу 2010-х телевидение почти смирилось с тем, что оно может наживаться на обслуживании шоу-бизнеса, просто бизнеса и государства.


    В лучшем случае оно готово встрепенуться и идти за экстраординарными событиями, которые происходят сами по себе. Неудачные и удачные репортажи об Олимпийских играх в Пекине и Ванкувере, о конкурсе «Евровидение», о военных действиях Грузии в Цхинвале, о терактах на Дубровке или в московском метро, о смоге, наконец, — вот наши гражданские хроники, к ведению которых ТВ было готово или не готово.


    Чем больше недежурной критики каких-либо властей требует освещение конкретного события, тем тяжелее это даётся нынешнему телевидению.


    Не санкционированная сверху критика — головная боль. Телевизионным деятелям она не нужна. Однако сохраняется часть общества, игнорирующая ледовые шоу и игры с миллионами и без. Эта часть общества ожидает от ТВ адекватных критических и аналитических реакций на происходящее.


    А с этим дела обстоят неважно. Ругать и ругаться в телестудиях — это пожалуйста. Глубоко осмыслять и по-крупному критиковать что-либо на ТВ разучились. И провалы российской сборной в Ванкувере, и взрывы в московском метро, и смог скорее озадачивали ТВ.


    ТВ так и не научилось праздновать 4 Ноября и не желает понимать, что такое всенародное единение. Типа это сидение перед телеящиком, который показывает какой-нибудь клёвый фильм неважно на какую тему.


    В первой половине 2000-х наблюдался закат прежнего политического вещания. Ушла эпоха, когда в норме было обсуждение политических стратегий, политических позиций партий, отдельных лидеров и государственных деятелей. После провала, когда поисчезали острые публицистические ток-шоу вроде «Свободы слова» с Савиком Шустером или «Основного инстинкта» со Светланой Сорокиной, началось тихое восстановление — хотя бы формата.


    К финалу первого десятилетия нового века расплодились ток-шоу социальной направленности. «Честный понедельник», «Судите сами», «Народ хочет знать», «Поединок», «Суд времени», «Картина маслом», «Право голоса», «НТВшники». Поговорить-то хочется.


    Но открытых тем не так уж много. Вернее, все дозволенные темы имеют определённый потолок, дальше которого лезть не следует. Поэтому на разных каналах продолжают до зубной боли спорить о том, как быть с телом Ленина и насколько хорош Берия, как правильнее относиться к Брежневу или даже Гаю Юлию Цезарю. О живых — или хорошо, или ничего.


    Другой круг излюбленных тем — проблемы всероссийского менеджмента. На сколько следует повышать пенсии, как приструнить ГИБДД, куда девать гастарбайтеров, и как быть с растущей квартплатой.


    Если в эпоху перестройки ТВ развивало в людях иллюзию причастности к большой политике, сегодня ТВ старается приобщить массы к виртуальному участию в хозяйствовании.


    Поскольку с хозяйством у нас худо, все темы можно поднимать бесконечное число эфиров. Как быть с пробками в столице, почему загибается российский кинематограф, почему в России много пьют, а ещё лучше — как искоренить взяточничество.


    Про это можно говорить каждый день по всем каналам. Содержательно, ярко, драматично. Нет ни проку, ни ответственности. Зато и власти сыты, и телевизионщики целы. Гражданская позиция — тоже игра.


    По-настоящему интеллектуальное ток-шоу по-прежнему одно. После того как Виталия Третьякова ушли из «Независимой газеты», он начал вести на канале «Культура» программу «Что делать?».


    В ней в узком кругу профессионалов из сфер науки и политики обсуждают действительно актуальные и действительно сложные вопросы. Зрителей приобщают к основам аналитического восприятия действительности.


    Ничего равного этому проекту пока не появилось. Опять же, видимо, надо говорить спасибо, что эту программу продолжают держать на ТВ, где без неё могут прекрасно обойтись.


    Вне канала «Россия-К» требования коммерции решают всё. Коммерчески выгодный проект невозможно отменить ни в силу его морально-эстетического убожества, как в случае с «Домом-2», ни в силу его морально-эстетического устаревания, как «Поле чудес».


    У «Дома-2» и «Поля чудес» есть одно существенное различие. Первую программу многократно пытались закрыть. Вторую не пытались, хотя давно пора. А эффект один. Покуда продукт востребован, он будет циркулировать в эфире, каким бы он ни был.


    Благополучно ушёл в небытие великий проект по воссоединению телевидения с высокой художественной культурой.


    Загубленные «Мастер и Маргарита», «Идиот», «В круге первом», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Доктор Живаго», «Смерть Вазир-Мухтара», «Золотой телёнок» и прочие экранизации минули, как слишком заумный сон и слишком дорогостоящий пиротехнический туман.


    Нагромождения декораций и исторических костюмов оказались избыточны при экономическом кризисе. Но главное, не покидает ощущение, что у телехудожников не хватило пороха осваивать новые и новые большие произведения.


    А старания ТВ взрастить бездумную аудиторию привели к дефициту зрительской массы, у которой есть порох воспринимать большие серьёзные экранизации.


    Центральным форматом на сегодняшний день является шоу — любое, хоть игровое, хоть танцевальное, хоть эстрадное, хоть юмористическое, хоть публицистическое. Но это для прайм-тайма.


    Утро и день на каждом уважающем себя канале занимают шоу, посвящённые еде, шмоткам и здоровью. За неимением реальной идеологии, способной объединить общество, ТВ предлагает каждому заполнить время жизни индивидуальными заботами о вкусном, полезном и радующем глаз.


    Если в советские годы народу объясняли (впрочем, и без телевизора), как ему следует думать и ради чего жертвовать собой, сегодня ТВ нагляднейшим образом инструктирует, как дольше жить, медленнее стареть и умнее худеть. Попутно протаскивается реклама кучи средств, способствующих правильному и полезному.


    Ориентация на людей с неплохим достатком начинает заметно преобладать. Ещё недавно народный целитель Малахов объяснял, как из подручных дешёвых средств приготовить чудодейственное снадобье, которое будет по карману абсолютно всем.


    На смену Малахову пришла Елена Малышева, любимый рецепт которой в «Жить здорово!» звучит так: «Просто положите это в посудомоечную машину». Там должны гибнуть микробы, там должно происходить обновление материальной среды, окружающей человека.


    Никого не заботит то, что сие медицинское шоу идёт не по кабельному каналу нехилого коттеджного посёлка, а по Первому каналу, вещающему на всю страну, в которой большинство граждан ещё долго будет жить без посудомоечных машин.


    При отсутствии свободы политического вещания ТВ обращает взоры к большому миру и большой науке. Этот шаг не только вынужден, но и объективно оправдан.


    В последние годы мы сталкиваемся с процессами, которые происходят в обход чьей-либо политической воли. Пространство Вселенной, воздушная атмосфера, живые организмы живут по сложным законам, которые к тому же способны меняться. Научные расследования Павла Лобкова, пожалуй, самое современное и перспективное из всего того, что предлагает сегодня ТВ.


    За уходящее десятилетие в нашей стране успели убедить народ в том, что политика — это неинтересно и не очень важно. Какая разница, что «там у них» происходит. Лишь бы футбол показывали, пиво круглосуточно продавали и прикольные мелодии для сотовых стоили недорого.


    Теперь ТВ пытается обратить внимание аудитории на то, что мир, в котором мы все живём, не познан и не открыт до конца. Он интересен, потому что динамичен, далеко не полностью предсказуем, но поддаётся изучению и прогнозированию. Знать и понимать его как можно лучше необходимо для выживания человечества.


    То, что погода на НТВ (самом мобильном и чутком из всех основных каналов) перекочевала из финала новостных программ ближе к середине, — это одна из самых символичных примет телевидения конца 2010-х.


    Погода перешла в разряд драматичных актуальностей. Несмотря на любые политические стагнации и консервации, мир будет меняться — возможно, радикально и, возможно, при нашей жизни.


    Телевидению желательно это не проморгать.

    Источник: www.chaskor.ru

    Подпись Екатерина Сальникова

Статьи по теме

  • Первый канал отказался от участия в ТЭФИ
  • Татьяна Лазарева покинула СТС
  • Михаила Шаца уволили с СТС
  • РЕЙТИНГИ ТЕЛЕГОДА
  • СТС закрыл шоу "Самый умный"
  • Роскомнадзор объявил состав второго мультиплекса каналов
  • Первый канал закрыл программу "Прожекторперисхилтон"
  • ТНТ подтвердил запуск Comedy Radio
  • МЕДИА-МАГНАТ № 1
  • ТНТ заплатил за Comedy Club 7,5 миллиарда рублей
  • По факту взрыва в "Доме-2" возбуждено уголовное дело
  • Телеканал ТНТ купил Comedy Club
  • Канделаки передумала уходить с CTC
  • Канделаки объявила об уходе с CTC
  • "Систему Масс-медиа" возглавил основатель СТС
  • ПРОДАЖНАЯ АУДИТОРИЯ
  • ДТВ стал официально «Перцем»
  • "Газпром-медиа" может купить Comedy Club за 250 млн долларов
  • Гендиректором ДТВ назначен Дмитрий Троицкий
  • На территории реалити-шоу "Дом-2" произошел взрыв
  • СТС расстался с Татьяной Лазаревой
  • Телеканал CTC ради рекламы сменит целевую аудиторию
  • "МЫ БЕГАЛИ ПО ЛЕСУ И СКАНДИРОВАЛИ: ДОЛЯ - 10%!"
  • "Газпром-Медиа Холдинг" и ТНТ запускают первый в России платный сайт-кинотеатр
  • В Узбекистане прекращается ретрансляция российских телеканалов ДТВ и ТНТ
  • Подсчитаны доходы российских телеканалов от рекламы в 2010 году
  • "МЕЖДУ НАМИ ЕСТЬ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И УВАЖЕНИЕ К СОПЕРНИКУ"
  • Милиционеры искали бомбу в студиях нескольких радиостанций в Москве
  • КОРМЛЕНИЕ НА РЕЙТИНГЕ
  • ТНТ удалил все свои видео из "ВКонтакте"

    Новое сообщение

    Чтобы добавить новое сообщение, заполните поля нижеследующей формы

    Ваше имя:

    Ваш E-Mail:

    Сообщение: *

    Введите код указанный на картинке: *
    KEYCODE


  • поиск