24.12.2010 13:28
КОРМЛЕНИЕ НА РЕЙТИНГЕ
В подошве общества народу больше, поэтому погоня за рейтингом — это всегда движение вниз
Афиша сериала «Реальные пацаны» с нарочито простоватым лицом главного героя занавесила улицы. В принципе, этого лица достаточно для «не читал, но осуждаю».
Поневоле предполагаешь, что фильм бравирует такой правдой жизни, которую лучше не знать — по соображениям психогигиены. А может, это злой навет и сериал даёт молодёжи жизнеутверждающие позитивные образцы?.. Но тогда зачем они используют такое лицо?
Всё-таки зреет подозрение, что тот лик на афише если не икона, то паспорт. Паспортизация поколения.
В американских фильмах про гетто какой-нибудь негритянский паренёк вдруг идёт в колледж, и тогда былые товарищи по налётам упрекают его: «Слушай, бро, ты ведёшь себя как белый!» Что-то такое чудится и в этой афише, которая же целый манифест (там ещё на заднем плане друзья на корточках сидят). Ты не должен вести себя как белый. Сделай лицо подебильней.
Но будет и мне умничать; всё куда проще: рейтинг. Просто в подошве общественной пирамиды народу больше, поэтому погоня за рейтингом — это неизбежное движение вниз. И власть благословляет, у неё в этом свои выгоды.
Как бы коллеги ни злились на Леонида Парфёнова за то, что посмел примерить на себя белое, заслуга его в том, что он стронул наконец дискуссию о роли телевидения: «За тележурналистику вдвойне обидно при очевидных достижениях масштабных телешоу и отечественной школы сериалов. Наше телевидение всё изощрённее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовёшь его гражданским общественно-политическим институтом».
Вышло так, что за два дня до нашумевшей речи я наблюдал Леонида Парфёнова на дискуссии о будущем СМИ, организованной Институтом Гёте в Политехническом музее. Отвечая на вопросы юных журналистов про журналистику, Парфёнов несколько раз с горестным назиданием высказывался в таком духе: ну а что вы хотите, вот у общества такие запросы, потому и журналистика такая. Вот потребитель хочет такое телевидение — таким оно и становится. По Парфёнову, такого телевидения требует общество.
Но каким образом наивно-романтическое «пипла хавает» превратилось в горестно-безысходное «пипла диктует»? Как это произошло? Кто кого обусловливает: сознание материю или, наоборот, яйцо курицу?
Нынешний режим, хоть и появился на свет не родами, а почкованием, во младенчестве получил родовую травму гусинско-березовского телевидения. И травма эта была не вылечена, но вытеснена, возможно самым тонким способом. Кто-то умело включил механизм, в котором телевидение, контролируемое государством, одновременно оказалось в рынке и стало руководствоваться рейтингом. Вот волшебная схема! Этого оказалось достаточно для соития и согласия столь разнородных сущностей, как власть и творчество.
Власть приручила телевидение, в обмен на лояльность предоставив (как и положено) право кормления. Но только право особого кормления — кормления на рейтинге. Рейтинг — вот точка консенсуса творческих людей и властей предержащих. Ведь в нём нуждаются и те и другие.
Нынешнее телевидение не является плодом насилия со стороны государства. Телевизионщики работают отнюдь не из-под палки, а, наоборот, с рвением. Рейтинг, потребный властям и отданный своей коммерческой частью на откуп телевизионщикам, сжимает гражданскую функцию, но обязательно выращивает техническое мастерство.
Однако при этом рост технического умения неизбежно сопровождается снижением морального ценза, о чём и сокрушался Парфёнов. Понимаемый как чистая статистика охвата (а властям это и нужно), рейтинг обязательно ведёт к низменному. Поэтому в творческой установке мастеров этого наиглавнейшего из искусств «пипла» теперь не просто «хавает», но и «диктует».
Рейтинг не может быть абсолютным критерием для общественного телевидения. А вот для пропагандистски-коммерческого таковым является.
Квинтэссенцию этой модели даёт вовсе не Первый и не ТНТ, а НТВ. Автор «Бутырка-блога» на «Слоне» из застенков пишет, что любимая передача на зоне — «Чрезвычайное происшествие». Этот же тип передач, можно не сомневаться, смотрят все вахтёры, охранники и парковщики — все работоспособные мужчины в работоспособном возрасте, занятые этой странной работой; а их всё больше и больше. Для них это реально программа «Время». Притчей во языцех стал манифест новой гражданской журналистики: «Скандалы, интриги, расследования».
Как-то даже символично, что телеканал НТВ, нанёсший когда-то те самые родовые травмы, был перекроен под эгидой «Газпрома». Постепенное превращение россиян в энтэвэшников, наверное, действительно способствует лучшему экспорту углеводородов. Есть в этом что-то мистически-пелевинское, в духе камлания нефтяных оборотней над скважинами российских недр. Остальное население должно сидеть на корточках и иметь такое лицо, как на той афише. Проигрывая жизнь, уступая жизненное пространство. Лишь изредка поднимаясь с корточек, чтобы сходить на Манежную и усилить желанность порядка — хотя бы такого.
Источник: www.chaskor.ru