25.05.2012 13:17
ЭНДРЮ ХЕЙВОРД: "РОССИЯ СЕЙЧАС САМА ЗАДАЕТ ТРЕНДЫ"
Бывший президент CBS News и ведущий американский эксперт в области инновационных цифровых технологий о задачах медиа-индустрии
Традиционная бизнес-модель, на которую долгие годы опиралась олигополия СМИ, постепенно изживает себя. Новая амбициозная задача масс-медиа - создание дифференцированного контента для технически продвинутых молодых пользователей, полагает Эндрю Хейворд. Г-н Хейворд примет участие в Международном форуме «Медиа Будущего», который пройдет в РИА Новости 19 июня, и расскажет о том, как создаются успешные медиакомпании XXI века.
— В наши дни традиционная медиа-индустрия сталкивается с рядом серьезных вызовов: рост скорости обмена данными в информационно-коммуникационных сетях меняет облик медийного бизнеса, рабочие процессы и аудиторию. Что, на Ваш взгляд, представляет собой самую большую проблему для традиционных редакционных СМИ в США и в мире?
— Некогда удобная олигополия (рыночная структура, характеризующаяся существованием на рынке незначительного числа продавцов при наличии большого числа покупателей) традиционных средств массовой коммуникации разбилась о рынок многообразного выбора развлечений и информации. Центр влияния, таким образом, сместился от провайдера к пользователю. Самым сложным вызовом для нынешних медийных компаний является создание дифференцированного контента для технически продвинутых молодых пользователей, который станет основным источником финансовых поступлений по мере ослабления традиционной бизнес-модели.
— Есть ли точки пересечения в цифровых стратегиях разных типов медиа? Или приходится каждый раз начинать с нуля, когда к Вам, как к старшему советнику Monitor Group, обращается за консультацией очередная медиакомпания?
— Как справедливо заметил Лев Толстой в романе «Анна Каренина», все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему. Поэтому мы обычно в своей практике говорим: «Каждая компания - это медийная компания», имея в виду, что любая компания, работающая с клиентами, сейчас использует цифровые средства контактов с ними. Потому, хотя и существуют универсальные правила и принципы, я всегда начинаю с нуля, как Вы отметили, и работаю с моими клиентами, чтобы найти уникальные стороны и возможности при разработке их цифровой стратегии.
— Как Вы полагаете, могут ли цифровые подразделения медийных компаний (интернет- и мобильные подразделения) быть более прибыльными, чем печатные, и больше зарабатывать на рекламе? Например, в России печатный бизнес по-прежнему является более прибыльным, чем бизнес «виртуальный».
— Традиционный бизнес не только генерирует больше прибыли от рекламы. Более того, собирает значительную долю рекламных сборов, размещаемых в онлайновом режиме и на мобильных устройствах.
Эта же тенденция наблюдается и на телевидении: размещение рекламы в эфире и средства от подписки на кабельный пакет приносят львиную долю прибыли, несмотря на то, что потребители все в большей степени предпочитают цифровые платформы. Поэтому будет довольно сложно поддерживать высококачественный контент, если прибыли цифрового формата не смогут компенсировать убытки печатных СМИ.
— Вы допускаете, что газеты, журналы и другие бумажные издания рано или поздно непременно отомрут?
— «Непременно» слишком сильно сказано. Некоторые формы печатной продукции будут существовать еще долгое время, однако совершенно очевидно, что цифровые платформы в конечном итоге превзойдут печатные. И дело не только в удобстве и отсутствии временных рамок интернет-продуктов, но еще в большей степени - в интерактивных сервисах и социальных связях, которые предлагают такие платформы. Я уже не говорю о новом подрастающем поколении пользователей, которые не унаследовали нашей традиционной приверженности к печатным СМИ.
— Что вы думаете о конкуренции за внимание и время аудитории между профессиональными СМИ и контент-проектами, создаваемыми самими пользователями? Могут ли профессиональные и непрофессиональные медиа стать в будущем настоящими конкурентами, или эти процессы будут развиваться параллельно?
— Страстное увлечение идеей, что контент-проекты, создаваемые пользователями, вытеснят профессиональные продукты, полагаю, уже начало увядать. Не надо далеко ходить за примерами, достаточно заглянуть в YouTube, который в большей степени формируется профессиональными телевизионными каналами. Профессиональный и любительский контент будут развиваться не столько даже в параллели, но во взаимном дополнении, в частности, в нише новостей. Нельзя в этой связи не отметить потрясающие перспективы для тех талантливых людей, которые получили доступ и возможности создания и распространения контента вне зависимости от сотрудничества с традиционными СМИ. Создают они профессиональный контент или любительский? Это уже не имеет значения.
— Мы часто видим, что в Интернете гораздо более прибыльными и привлекательными для рекламодателей оказываются немедийные корпорации, вроде Google и Facebook, а не газеты. Означается ли это, что СМИ еще долго будут находиться в ситуации растущей конкуренции со стороны немедийных структур?
— Да, печатные компании ожидают нелегкие времена по мере того, что читатели и финансовые потоки все более будут смещаться на цифровые платформы. Последнее исследование, сделанное для «Проекта журналистского мастерства» (Project for Excellence in Journalism), оценивает потери газет в размере 7 долларов на каждый доллар прибыли, полученный цифровыми платформами. Это отражает «культурную инерцию», нежелание традиционных компаний менять самих себя, и в этом и есть одна из главных их проблем.
— Социальные сети - наиболее широко обсуждаемый медийный феномен во всем мире. Каким вам видится будущее соцсетей, и какой может быть следующая стадия их развития?
— Крупнейшим социальным сетям, принимая во внимание освещение в СМИ, размещение и оценку IPO компании Facebook, придется еще приложить немало сил для того, чтобы доказать, что они стали эффективными рекламными платформами. Facebook достиг ошеломляющего охвата аудитории, и Twitter стал лидирующим провайдером новостей и мини-комментариев для многих пользователей. Их следующей стадией развития станет стремление к конвертации масштаба и популярности в доллары.
— Вы также консультируете медийные стартапы. В каких частях медиабизнеса они могут быть сейчас наиболее успешными, и где находятся их точки роста?
— Всегда опасно делать обобщения, но большинство стартапов, которые я знаю, использовали новые технологии не для того, чтобы изобретать новые формы контента, а для того, чтобы помогать пользователям эффективнее находить, потреблять и делиться информацией. Самые яркие примеры тому - приложения Flipboard для смартфонов и планшетников.
Сейчас я также работаю с двумя компаниями, которые на основе обработки огромного объема данных создают продукт, помогающий рекламодателям в принятии решений. Но снова хочу повторить, это попытка найти путь создания нового бизнеса на основе уже существующего.
— Какие медийные проекты вдохновляют Вас на данный момент?
— Сейчас я принимаю активное участие в серии семинаров в США , организованных Paley Center for Media, которые объединены под названием «Следующий шаг инноваций цифровых новостей» ( «The Next Big Thing in Digital News Innovation»). Мы подбираем подающие надежды стартапы в медиаиндустрии и смежных областях и помогаем им рассказать свою историю. Как знать, может быть, в ходе этих семинаров мы получим ответы на все вопросы, которые обсуждаем сегодня.
— Американский сегмент сети Интернет чаще всего задает тренды всему остальному миру. Каковы сейчас эти самые современные тенденции?
— Насколько я могу судить, Россия сама сейчас задает тренды, так что, возможно, этот вопрос надо было обратить к Вам, а не ко мне. Но раз уж Вы спросили, то назову вам популярный сегодня в США среди венчурных инвесторов и медийных экспертов термин «so-lo-mo», означающий «социальный, местный, мобильный (social/local/mobile). Моя же версия тенденции будущего выражена в слогане «so-lo-mo-glo», то есть с добавлением понятия «глобальный». Я полагаю, что будущее за глобальными сетями, которые будут объединять единомышленников по интересам, увлечениям и открывать перед ними новые возможности.
Источник: www.chaskor.ru