10.01.2013 14:57
К МАНДАТАМ ПОЧТЕНИЯ НЕТУ
Госдума пригрозила законодательно запретить Познера
Четыре депутата Государственной думы - Андрей Луговой, Михаил Старшинов, Олег Денисенко и Игорь Зотов - предложили ввести закон, запрещающий работать на государственном телевидении иностранным гражданам, которые критикуют Россию и органы власти. Законопроект был придуман, по сути, под одного журналиста - Владимира Познера, осудившего в эфире Первого канала принятие Думой ответа на американский "закон Магнитского". Не имея возможности воздействовать на телевизионное руководство напрямую, депутаты решили пойти доступным им путем и запретить работу Познера законодательно.
"Закон Магнитского", подписанный Бараком Обамой в декабре 2012 года, запрещает въезд в Штаты тем российским чиновникам, которые, по мнению законодателей США, причастны к аресту и гибели юриста Hermitage Capital. Ответ Госдумы, за какие-то полмесяца расколовший российское общество надвое, стал и причиной конфликта Владимира Познера с депутатами. 21 декабря нижняя палата парламента окончательно одобрила закон, который накладывает ограничения на работу организаций, получающих финансирование из-за рубежа, а также запрещает гражданам США усыновлять российских детей. Два дня спустя в эфире своей еженедельной передачи на Первом канале Познер выступил с резкой критикой этого закона, сделав несколько нелестных замечаний в адрес депутатов Госдумы.
Формат еженедельного шоу "Познер" - это интервью тет-а-тет с видным политиком, общественным или культурным деятелем. Однако в конце каждой передачи Познер отводит несколько минут на то, чтобы от своего имени прокомментировать самые резонансные события недели. Завершая свой последний выпуск, Познер заявил, что, хотя он не одобряет самого "закона Магнитского", этот документ выглядит "образцом мудрости и дальновидности" по сравнению с ответом на него российских законодателей. По словам ведущего, депутаты, приняв его, ударили не по американцам, а по себе и заодно выставили "страну на посмешище". Познер добавил, что не согласен с президентом Владимиром Путиным, который назвал российский ответ "адекватным". Комментируя закон, ведущий якобы оговорился: "Способ мышления, который продемонстрировала Государственная дура... Ой, простите, я оговорился. Государственная Дума... поражает".
Ответ депутатов не заставил себя долго ждать. Против Познера выступили четверо законодателей, вместе представляющие все думские фракции: Андрей Луговой (ЛДПР), Михаил Старшинов ("Единая Россия"), Олег Денисенко (КПРФ) и Игорь Зотов ("Справедливая Россия"). Самый известный из них - Андрей Луговой, бывший майор ФСБ и бывший охранник Бориса Березовского. В 2007 году британская прокуратура обвинила его в убийстве Александра Литвиненко, однако российские власти в экстрадиции Лугового отказали. Сейчас Луговой, как и один из его соавторов Олег Денисенко, является зампредом комитета по безопасности и противодействию коррупции. Еще один автор письма, единорос Михаил Старшинов, занимает должность первого зампреда по делам национальностей, а справорос Игорь Зотов входит в комитет по обороне.
В письме депутаты заявили, что поведение Познера в эфире Первого канала им показалось оскорбительным и недопустимым, а извинения ведущего за оговорку с "Государственной дурой" их не убедили. Они отметили, что журналист, работая на федеральном канале и получая зарплату из средств налогоплательщиков, "плюет на мнение граждан России". "Вы позволяете себе публично оскорблять высший законодательный орган государства, который избран народом", - говорится в письме. Депутаты попрекнули Познера тем, что он, обладая, помимо российского, французским и американским паспортами, позволяет себе высказывания, дискредитирующие органы государственной власти России.
Владимира Познера не в первый раз упрекают в неуважении к российской власти. Один из последних громких случаев произошел в октябре этого года: в итоговой пятиминутке ведущий, комментируя явку с повинной Леонида Развозжаева, помощника депутата Госдумы Ильи Пономарева, сравнил действия Следственного комитета с работой КГБ. В ответ молодой единорос Илья Костунов (прославившийся потом фразой о том, что "самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина") направил письмо руководству Первого канала, в котором потребовал, чтобы Познер либо принес извинения за свои слова, либо был уволен с телевидения. Инициативу Костунова раскритиковал его же коллега по партии и вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, заметивший, что депутаты не должны вмешиваться в редакционную политику СМИ. Однако парламентская комиссия по этике в обращении Костунова к руководству Первого канала не нашла нарушений. На Первом канале тогда требования депутата проигнорировали, а сам Познер процитировал Пушкина и призвал "не оспоривать глупца".
Памятуя, видимо, об этом неудавшемся демарше Костунова, Луговой, Старшинов, Денисенко и Зотов решили не обращаться к руководству Первого канала, а использовать доступные им методы давления. Они заявили, что собираются внести в Госдуму законопроект, который запретит всем иностранным гражданам, своими высказываниями дискредитирующим Россию и органы власти, работать на государственном телевидении. При этом, практически оправдываясь перед Познером, они заявили, что не предлагают ему отказываться ни от российского, ни от американского и французского гражданства, а просто призывают ведущего быть "честным и порядочным гражданином" своей страны. Они также добавили, что выступают не против права на свободу слова, а против злоупотребления им.
Впрочем, уже позже депутаты объяснили, что своим письмом Познеру они хотели не анонсировать готовящийся законопроект, а "привлечь внимание общественности к этой теме и к недопустимости подобного поведения". Заявление действительно вызвало большой резонанс, и депутатам действительно удалось привлечь внимание общественности - в первую очередь, к себе самим. Уже вечером 27 декабря Андрей Луговой (по-видимому, как самое медийное лицо среди авторов письма) дал комментарии нескольким СМИ. В одиночку Луговой позволил себе куда более резкие высказывания, заявив, что публичные оскорбления власти - это "наглость, свинство, ублюдство и непорядочность". По его мнению, со стороны Познера "весьма и весьма подло сидеть с ухмылочкой и прикидываться дурачком, оговариваясь, вещая на 140-миллионную аудиторию". Повторяя, что депутаты не хотят ограничивать свободу слова, Луговой фактически опроверг сам себя: "Тех, кто прикидывается дурачком, будем выволакивать из его маленького домика, которого они привыкли называть, в том числе, и свободной журналистикой. Мы весьма внимательно и адекватно будем реагировать на подобного рода дурацкие выступления" (орфография сайта "Эхо Москвы").
Другие авторы письма либо пока никак не прокомментировали свои претензии к Познеру, либо высказались куда более сдержанно. Впрочем, их инициативу уже поддержал секретарь генерального совета партии "Единая Россия" и вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, который заявил, что речь идет об "уважительном отношении, и, прежде всего, к гражданам страны, к их выбору".
Заместитель Неверова Андрей Исаев назвал оскорбления парламента "запредельной вещью" и добавил, что Познер сам себя разоблачил. "Он пытался представить депутатов Госдумы некими недоумками, сказав, что не знает, читали ли они Салтыкова-Щедрина и его историю про унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла, - заявил Исаев. - Специально для господина Познера сообщаю, что унтер-офицерская вдова – это у Гоголя, а не у Салтыкова-Щедрина". Познер действительно в своей речи посоветовал депутатам Госдумы почитать историю про унтер-офицерскую вдову у Щедрина, и авторы письма также не преминули попрекнуть его незнанием русской классики.
Члены недавно возрожденного в Госдуме комитета по СМИ меж тем разошлись в оценке письма депутатов и их законодательной инициативы. Глава комитета Алексей Митрофанов заявил, что Познер, как "человек, допущенный к уху миллионов слушателей и глазам миллионов телезрителей", действительно должен осторожнее выбирать выражения, однако регулировать это должны не законы, а сами каналы. Первый заместитель Митрофанова Андрей Туманов призвал не кидаться камнями в Познера и заявил, что депутаты, как публичные люди, должны спокойно относиться к жесткой критике в свой адрес. Другой член комитета, единорос Владимир Крупенников поддержал предложенную депутатами инициативу, а когда его спросили, одобрит ли Госдума такой законопроект, заявил, что "телеведущий не в первый раз позволяет себе такие высказывания, все к этому идет".
Разделилось, как всегда, и мнение блогосферы. Одни заявили, что не стоит защищать Познера, так как он пытается угодить и своим, и чужим и никогда не позволяет себе излишней критики в адрес власти, стараясь сохранить место на Первом канале. Другие назвали инициативу депутатов "фашистской". Поспособствовал этому и инцидент у телецентра Останкино: днем 28 декабря неизвестные повесили на стены здания плакаты с вопросом "По какому паспорту Познер ходит в Останкино?". Похожим образом после принятия закона об иностранных агентах неизвестные расписали граффити стены правозащитной организации "Мемориал".
Ни Познер, ни руководство Первого канала пока никак официально не отреагировали на письмо четырех депутатов. В интервью Познер не раз отмечал, что не боится увольнения, так как имеет достаточно сбережений, чтобы чувствовать себя экономически независимым, и располагает двумя иностранными паспортами, которые позволяют ему в любой момент покинуть страну. В отсутствие официальных комментариев ответом на критику четырех депутатов и предложение устроиться на работу на зарубежные каналы можно посчитать следующие слова Познера из интервью 2010 года: "Я делаю ту программу, которую хочу делать, и так, как я хочу ее делать. И, будучи все-таки гражданином России, я все-таки хотел бы что-то сделать, чтобы в ней стало лучше. Другое дело, если я не смогу работать в России, тогда, конечно, я из России уеду".
При этом Познер не раз жаловался, что на Первом канале ему не дают полной свободы, упоминая, в частности, запрет на приглашение определенных людей (так называемые стоп-листы). Отчасти поэтому весной 2012 года Познер вместе с Леонидом Парфеновым начал вести ток-шоу на куда более либеральном "Дожде". Однако, когда руководство Первого канала выразило свое недовольство этим и поставило ведущего перед выбором, Познер разорвал контракт с "Дождем", объяснив, что просто выбирает доступ к большей аудитории. Хотя журналиста не раз упрекали в излишней лояльности к руководству Первого канала, он, по мнению многих, является одним из немногих ведущих "большой тройки", который может позволить себе высказывать свою собственную точку зрения, а не точку зрения руководства.
Владимир Познер стал не первым журналистом, публично раскритиковавшим действия Госдумы и закон о запрете усыновления американцами российских детей. На пресс-конференции с Владимиром Путиным сотрудники даже самых лояльных СМИ не побоялись высказать свою жесткую оценку закона. И депутатов, очевидно, возмутила не критика их действий, а то, что озвучена она была на многомиллионную аудиторию и именно Познером - журналистом, к словам которого прислушивается как власть, так и оппозиция.
Удивляет в реакции депутатов не сам факт письма - Госдума давно известна своим неспокойным отношением к любой критике. Удивляет его тон, как и тон последовавших вслед за ним комментариев: те же высказывания депутата Андрея Лугового, предложившего дать "пендаля под задницу" пожилому человеку и уважаемому журналисту с многолетним опытом работы, выглядят куда более оскорбительными, чем якобы случайная оговорка Познера. Как заметил журналист Виктор Шендерович, Луговой "на полублатной фене учит нас Родину любить".
Но куда более странным выглядит намерение (а на деле - угроза, уже поддержанная руководством партии "Единая Россия") разработать закон, который ограничит работу иностранных журналистов на государственном телевидении. Абсурдности этому закону прибавляет то, что помимо Познера он, например, ставит под вопрос работу главного международного рупора Кремля - телеканала Russia Today. Впрочем, за последний год российское общество уже привыкло к тому, что одобрение в парламенте могут получить самые спорные законодательные инициативы. Запрет на работу неугодных иностранцев на государственных телеканалах может стать логичным продолжением курса на законодательное ограничение работы СМИ, который в этом году взяла Госдума. Принятие же его будет означать, что работу журналиста или целого СМИ можно будет запретить, просто подогнав под их конкретный статус очередной закон. И иностранное гражданство может стать первым из множества подобных статусов.
Источник: Lenta.ru
Подпись Елизавета Сурганова