21.01.2013 13:48
А ПОЙМЕТЕ ПОТОМ
НТВ «разоблачил» критиков церкви и веры
Телеканал НТВ 20 января показал фильм Бориса Корчевникова «Не верю!» — об информационной атаке на христианство и на Русскую православную церковь. Обвиняются в атаках на церковь все — от проплаченных блогеров до жителей Украины. Фильм, в котором многие увидели новую «Анатомию протеста», скорее похож на очередных «Провокаторов» Мамонтова — но по уровню исполнения не дотягивает ни до того, ни до другого.
Фильм «Не верю!» — это попытка подвести итоги самого, пожалуй, тяжелого года для репутации Русской православной церкви за последнее десятилетие. Попытка далеко не самая удачная: чтобы понять, о каких именно атаках на церковь идет речь, надо быть в контексте новостной картины, представленной, главным образом, в интернете. Непосвященный зритель, предпочитающий телевизор другим СМИ и не слышавший ни о «часах патриарха», ни об «игуменах на спорткарах», из фильма так и не выяснит для себя, что за претензии к церкви и ее служителям предъявляют ее враги и критики. Зато поймет, что врагам этим — несть числа.
Перед выходом фильма «Не верю!» интернет-пользователи писали, что, по-видимому, НТВ готовит новую «Анатомию протеста». Фильм Корчевникова действительно сделан по законам всех подобных «разоблачительных фильмов»: в нем есть и съемки скрытой камерой с традиционным для этого жанра «несовпадением» видео- и звукового ряда, и знаменитый закадровый голос НТВ, общающийся со зрителем исключительно вопросами, и передергивание фактов, и монтаж интервью с вырванными из контекста фразами. Самый показательный пример такого выборочного монтажа — ни к селу ни к городу вставленный вопрос коллекционера современного искусства Виктора Бондаренко о том, как лучше вступать в интимные отношения с 12-летними девочками, и следующий сразу за ним «ответ» галериста Марата Гельмана: «Легче всего это делается с помощью современного искусства».
Журнал «Большой город» после выхода фильма собрал подробные рассказы нескольких героев фильма, объяснивших, что именно они сказали в интервью автору фильма Борису Корчевникову и что из этого в итоге было использовано. Впрочем, еще до выхода картины о методах работы Корчевникова рассказал блогер Андрей Мальгин, который, узнав, что фильм готовит телеканал НТВ, отказался в нем сниматься. По словам Мальгина, Корчевников, несмотря на отказ, отыскал его дом в Италии и попробовал с порога задать блогеру несколько вопросов, в то время как его коллега-оператор пытался снять дом изнутри. Мальгин тогда пригрозил НТВ судом за вторжение в частную жизнь и съемку без разрешения — в фильме о нем в итоге нет ни слова.
Однако, несмотря на все усилия, фильм «Не верю!» не дотягивает до лучших образцов «разоблачительной» документалистики. Образ врага так и остается непроясненным: в сознании зрителя из-за бесконечного мелькания кадров и мыслей все смешивается — кто главный в атаках на церковь и кто за кем стоит, разобраться невозможно. В начале фильма зрителю рассказывают про технологии антиклерикальных вбросов через проплаченных блогеров при помощи специалиста в области интернет-маркетинга Игоря Ашманова (а по совместительству члена оргкомитета партии Николая Старикова «Новая великая Россия»). Не забывают упомянуть и оказавшегося в центре педофильского скандала блогера Рустема Адагамова, перемешав его собственные высказывания против церкви (сделанные еще до скандала) с обвинениями его бывшей жены Татьяны Дельсаль (интересно, что в фильме Корчевникова показаны ранее нигде не публиковавшиеся кадры с Дельсаль). Но вскоре после рассказа о блогерах выясняется, что за всеми информационными атаками на РПЦ на самом деле стоит Западная Украина, которая точит зуб на Московский патриархат из-за того, что тот не признает Украинскую православную церковь. А еще через несколько минут зрителю вдруг сообщают, что за половину всех вбросов против РПЦ ответственен лично Марат Гельман.
Перечисление врагов церкви и веры перемежается рассказами о священниках, которые усыновляют детей-инвалидов, исповедуют несовершеннолетних преступников, помогают жителям Крымска и восстанавливают сожженные храмы. Отвечая на вопрос портала «Православие и мир», зачем надо было мешать две эти линии и не лучше было бы снять полномасштабный фильм о благих делах церкви и ее служителей вместо «трансляции негатива», Корчевников заявил, что это был бы другой жанр и что одна часть без другой не имела бы смысла. «Мы не хотели показать беспринципность и небескорыстие чье-либо. Тем более что там есть и принципы, чаще всего и нет никакой корысти. Просто это оттого, что люди Церкви не знают», — добавил он.
В самой РПЦ на фильм отреагировали положительно. Глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин (также появившийся в фильме) заявил, что картина адекватно отражает настроения общества, которое любит церковь и готово помогать ей, а все атаки на священнослужителей «только укрепляют людей в понимании того, что и церковь, и Россия сегодня на правильном пути». Настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский назвал фильм «Не верю!» правдивым и сделал неожиданный вывод, что протестное движение, которое якобы и стоит за информационной войной, потеряло доверие общества именно из-за своих атак на церковь.
Впрочем, у активных участников протестного движения фильм не вызвал особого отклика. Куда больший интерес и негодование проявили бывшие НТВ-шники. Борис Корчевников, известный зрителям СТС по сериалу «Кадеты» и программе «Хочу верить!» (название которой, по-видимому, должно перекликаться с его последним фильмом), учился документальной журналистике на НТВ, в программе Леонида Парфенова «Намедни». Об энциклопедических методах Парфенова Корчевников не забыл — он является автором программ «История российского шоу-бизнеса» и «История российского юмора» — но от учителя своего публично открестился. В фильм «Не верю!» он включил кадры с Парфеновым, читающим новогодний рэп на «Дожде» об имущественных скандалах в РПЦ. Устами Игоря Ашманова поведение Парфенова названо «интеллигентским ханжеством» — дескать, сам он снимается в рекламе и тем самым уже много лет «вдалбливает» зрителям, что «наживаться это хорошо». Вместе с Парфеновым досталось и телеведущему Владимиру Познеру — за вопросы протоиерею Димитрию Смирнову о марке его машины.
Парфенов, который редко публично реагирует на какие-либо скандалы (и еще реже становится их фигурантом), в этот раз не сдержался и ответил Корчевникову в своем ЖЖ. Телеведущий назвал фильм «Не верю!» «неряшливой, велеречивой чушью» и заявил, что «православный патриотизм» Корчевникова не искупает «убожество журналистики». «Господи, ну почему именно на тебе мерзость нынешней политико-церковной жизни должна была докатиться даже не до позднего совка, а до конца 40-х годов — когда студенты сообщали куда надо про антинародность своих преподавателей и проч.?» — добавил Парфенов в своем обращении к автору фильма.
Не могли не отреагировать на фильм и другие бывшие НТВ-шники и ученики Парфенова. Катерина Гордеева назвала фильм Корчевникова «предательством», а Андрей Лошак заметил, что «за такое конечно можно и в рыло», добавив: «Один умный человек мне сейчас сказал, что вообще-то про то, как плохо предавать учителей, пол-Евангелия написано». Еще один бывший сотрудник канала, Антон Красовский, наоборот, заявил, что набрасываться на Корчевникова не из-за чего, поскольку, «как любой диетический продукт, этот ваш ’Не верю’ уныл и пресен».
Не отрецензировал фильм только бывший шеф-редактор «Намедни» и, по сути, еще один учитель Корчевникова, Николай Картозия. Но и то лишь потому, что написал большой пост в фейсбуке накануне выхода «Не верю!» в эфир. Картозия напомнил, как все сотрудники «Намедни» всегда шутили над тем, что «Корчевников не снимает свои репортажи, а снимается в них», и что именно он настоял на увольнении корреспондента из программы из-за того, что тот мало работал. Фильм Корчевникова, как заявил Картозия, он смотреть не собирается.
Работа Корчевникова стала не только публичной пощечиной парфеновской школе со стороны ее ученика — это и еще один привет бывшим НТВ-шникам от гендиректора канала Владимира Кулистикова. На протяжении целого года он умело стравливал между собой своих же сотрудников, то показывая «Анатомии протеста» и наблюдая за возмущенной реакцией журналистов, то ставя в эфир Свету из Иваново — сразу после скандального ухода дирекции праймового вещания во главе с тем же Картозией. С помощью Корчевникова, который, кстати, и на НТВ-то не работает, он изящно подвел итог: в фильме в негативном свете упомянуты бывшие «корифеи» канала Парфенов и Киселев и еще работающий там Вадим Такменев из «Центрального телевидения».
Что же до самого Корчевникова, то тот своим фильмом окончательно показал, что своим учителем он уже давно считает не Парфенова, а «специального корреспондента» телеканала «Россия» Аркадия Мамонтова - за что в соцсетях и удостоился уже звания «мамонтенка». А от самого Мамонтова — высшей похвалы: тот заявил, что Корчевников сделал «шикарный публицистический материал» и что у его критиков, Парфенова и Картозии, просто не «хватает культуры спора» — «хам лезет изнутри». Но на деле Корчевникову куда лучше удавалось обличать «кощунниц» из Pussy Riot в программах самого Мамонтова (где он попутно заявлял, что отец его — Иисус Христос, а мать — Богородица). Документальная лента «Не верю!» показала, что до пропагандистского профессионализма автора «шпионского камня» юному корреспонденту далеко. Сложно представить, что даже зритель НТВ, привыкший к произведениям такого характера, смог досмотреть этот долгий и путаный фильм с вялой идеей до конца, а уж тем более — поверить в него.
Елизавета Сурганова
Источник: Lenta.ru