22.03.2013 15:40
PR и реклама все больше теснят новостную журналистику в США
Пропаганда и реклама все больше теснят новостную журналистику на информационном рынке США. Об этом свидетельствует распространенный в четверг в Вашингтоне новый доклад исследовательского центра имени Пью по итогам 2012 года "О положении новостных СМИ".
Разумеется, самого термина "пропаганда", считающегося в США слишком резким, составители документа применительно к своей стране не используют. Но они пишут, например, что в ходе прошлогодней президентской предвыборной кампании освещавшие ее журналисты "выступали главным образом в роли мегафонов, а не исследователей", то есть ретранслировали, а не критически анализировали "утверждения кандидатов и других партийных активистов".
По подсчетам авторов, "лишь около четверти отзывов в СМИ о характере и послужном списке кандидатов в президенты в гонке 2012 года исходили от журналистов, а вдвое больше - от политических активистов". Двенадцать лет назад ситуация была противоположной: репортеры сами давали половину таких откликов, а из политически ангажированных источников брали лишь треть.
В целом, согласно докладу, люди и организации, "заинтересованные в продвижении на публичную арену определенной информации", все более умело пользуются современными цифровыми технологиями и социальными сетями для того, чтобы "делать это самостоятельно, без какого-либо фильтра со стороны традиционных СМИ". Более того, они "все более успешно вкрапляют свои послания в информационные потоки традиционных СМИ". Например, согласно докладу, несколько солидных СМИ, включая агентство АП, попались недавно на удочку некоего пиар-агентства, распространившего "фальшивый пресс-релиз о компании "Гугл".
Удивляться всему этому особо не приходится хотя бы потому, что в США, как указывается в документе, "журналистов становится все меньше, а пиарщиков - все больше". Подсчитано, что в 1980 их соотношение было соответственно 1 к 1,2, а в 2008 году - уже 1 к 3,6. "И с тех пор этот разрыв, скорее всего, еще больше увеличился", - пишут авторы.
Растет ли в абсолютных цифрах армия профессиональных пропагандистов и рекламщиков в США, в докладе не указывается, но вот ряды журналистов редеют точно. В условиях продолжающегося в отрасли затяжного кризиса, вызванного прежде всего утечкой рекламных доходов в Интернет, штаты редакций сократились в 2000-2012 годах на 30 проц. Впервые с 1978 года общая численность профессиональных журналистов на полной ставке опустилась ниже 40 тыс человек. И процесс продолжается: уже в этом году единственный оставшийся в стране новостной еженедельник "Тайм" урезал штат примерно на 5 проц.
Естественно, все это отражается на содержании и качестве информационного потока. В обществе растет разочарование в работе журналистов. Согласно новому опросу, включенному в доклад, почти треть американцев отказались за последнее время от газеты, телеканала или другого поставщика новостей, поскольку тот перестал их удовлетворять. Среди таких велик процент людей с высоким уровнем образования и доходов, то есть как раз наиболее активных потребителей новостной продукции.
Источник: ИТАР-ТАСС